Поскольку целью расширенного заседания Комитета ТПП РФ по безопасности
предпринимательской деятельности является рассмотрение проблем реализации
вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в
сфере частной охранной и детективной деятельности», а также учитывая специфику
моей профессиональной деятельности, хочу поднять вопросы влияния происходящих
изменений на рынок труда в охранной отрасли. Прежде чем раскрывать основные
вопросы, следует определить основания для проведения анализа ситуации. В
контексте своего выступления я буду опираться на базовые каноны современного
менеджмента. Считаю такое основание достаточно правильным, поскольку речь идет о
рыночных отношениях в отрасли.
1. Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это цели реорганизации. Существует множество методов целеполагания, но все они могут быть сведены к общему алгоритму:
- определение целей;
- выявление проблем в пpоцессе достижения этих целей;
- исследование проблем и постановка диагноза;
- поиск решения проблемы;
- оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
- согласование решений;
- утвеpждение решений;
- подготовка к вводу решений в действие;
- упpавление реализацией решения;
- пpовеpка эффективности.
С формальной точки зрения можно говорить о выполнении этих этапов, но какова ситуация в реальности. Есть цель декларируемая: повышение профессионализма, усиление контроля, «очищение» отрасли от фальсификата. Спорить с этим нет никакого смысла. Но первые шаги реализации Закона заставили задуматься о скрытых целях: монополизация рынка, лоббирование интересов определенных структур, наполнение бюджета. При этом, говоря о бюджете, очень хочется подразумевать бюджет государственный. В чем причина таких кривотолков? Любой первокурсник факультета психологии скажет, что отсутствие информации является сильнейшим стресс-фактором. Отсутствие достаточной официальной, четкой и прозрачной информации о целях и механизмах их достижения привели к эмоциональным всплескам в отрасли. Такое расхождение между пониманием общих Целей отрасли безопасности и государственных структур, задействованных для управления, регулирования и контроля, говорит о том, что Цели, в действительности, так и не стали ОБЩИМИ. Это не позволит никогда двигаться в одном направлении всем элементам создаваемой системы. Основание для вывода? Аксиомичные законы современного менеджмента и бизнеса!
Поскольку, в основе взаимоотношений отрасли и структур МВД лежит слово
«контроль», то хочу напомнить, что это лишь одна из функций управления – важная,
но не основополагающая. Любая коммерческая структура создается для получения
прибыли. Отсутствие учета этого постулата в деятельности приводит к потере
смысла рыночных отношений, и, как следствие, подрыва устоев государства. Почему?
Потому, что излишний и неправомерный контроль, особенно внешний, приводит к
невозможности достижения целей бизнеса, получения прибыли.
Теперь о выявлении проблем отрасли и их решении. Пока создается ощущение,
что камнем преткновения стали лишь слабая подготовка персонала и недостаточный
контроль со стороны МВД. Новый закон, в основном, сделал акцент на этих
положениях. Но ситуация требует системного решения. Закон системы говорит о
тесной взаимосвязи всех ее элементов. Где же механизмы контроля и влияния на
тарифную политику? Есть контроль за уровнем зарплат, которые зависят от тарифов,
но при этом даже государственные структуры проводят тендеры по тарифам, не
позволяющим работать официально. Это двойные стандарты. Закон никак не влияет на
эти элементы системы, поэтому эффективно она никогда работать не сможет. Это
тоже аксиомы управленческой науки.
Следующий научный постулат: изменения должны обсуждаться с теми, кого они
коснутся, и не должны ухудшать существующую ситуацию. Закон законов! Изменения в
отрасли обсуждались, но мнение участников охранного бизнеса учтены были в очень
небольших вопросах. Первые шаги по внедрению изменений уже приводят к ухудшению
ситуации. Почему же мы ждем позитива?
Любое управленческое решение требует ресурсного подкрепления. Сейчас
создается впечатление, что этот аспект вообще слабо прорабатывался. Почему? Год
начался. Пришла пора сдавать экзамены, получать и продлевать УЛЧО. Механизм
непонятен, информации полной нет, бланков нет, дипломы не напечатаны, лицензии
НОУ не подтверждены и пр. Почему? Не хватило времени. Но это тоже ресурс. Зачем
было стартовать? Сложно создавать большое количество приемных комиссий, не
хватает сотрудников ОЛРР. Нет человеческого ресурса в МВД – не надо прописывать
такие механизмы в Законе. Создается впечатление искусственного хаоса. Кому он
нужен? Ответ искать сложно. Умозаключения тут не уместны. Но при всем этом
напрашивается вывод: или слабый менеджмент, или субъективная
заинтересованность.
Рынок труда и политика на рынке труда.
К рынку труда относят отношения по поводу найма
ищущих работу граждан, воспроизводство трудового
потенциала (образование и профессиональное
обучение), а также сферу использования труда
(относя сюда, например, управление персоналом). Под "политикой
занятости" фактически понимается политика, оказывающая влияние на всю
совокупность работающих и рабочих мест,
а также на факторы, воздействующие на их
формирование и использование. Термин "политика" понимаются и как
совокупность конкретных мер и действий,
направленных на достижение
заблаговременно определенного результата.
Вопрос: что же является «заблаговременно определенным результатом»?
Уничтожение рынка труда? Это противоречит политике государства и всем усилиям
Правительства по выходу из экономического кризиса.
Политика
определяется определенным атрибутивным рядом.
Во-первых, политика должна быть конкретна. Ее цели,
определяющие, что именно необходимо добиться с точки зрения эффекта
и конечных результатов, должны быть
поставлены ясно. Ничего про цели влияния на рынок труда я не знаю. Ни
один нормативный документ этого четко не определяет. Декларируется создание
«рынка обученных профессионалов». Звучит слишком обще и утопично! Почему?
Политика должна быть реализуема, то есть
проводимые в ее рамках действия, разработанные в соответствии с
поставленными целями, должны быть поддержаны соответствующими ресурсами и
привязанными к институтам, ее реализующим. Сами институты должны
обладать способностью исполнить политику. Сегодня такие институты не созданы.
Даже НОУ на сегодняшний день не имеют законодательного основания реализовывать
эту политику.
Далее, политика должна быть эффективна, то есть иметь
конкретные максимальные результаты, достигаемые вовлечением
минимального количества ресурсов. К сожалению, понятие «минимальный
ресурс» понято превратно. Все превратилось в «ограниченный ресурс». Оперировать
буду данными по Москве. Пресловутое информационное письмо, определившее круг
допущенных к решению образовательных задач НОУ. Почему два НОУ на город
принимают квалификационный экзамен? Почему четыре готовят охранников и одно
детективов? По какому принципу принималось решение? Где обещанная открытость? В
ряде городов и регионов также определены пока 1 – 2 школы. Какова будет очередь?
Как до них добираться? Сколько средств надо потратить? Простите, но результатом
стала региональная монополизация рынка образовательных услуг.
Ключевая задача рынка труда состоит в том, чтобы минимизировать затраты ресурсов, необходимых на поиск соответствующего кандидата на рынке труда и заключение с ним трудового договора. Что в реальности нас ожидает впереди, если механизм останется неизменным, а заявленная ценовая политика профессиональной подготовки охранников не будет скорректирована? Сильнейший отток персонала, отсутствие ресурса на рынке труда! Вновь не понятен принцип учета законов менеджмента и экономики. По науке, «кривая спроса» падает, когда снижается покупательная способность. Откуда же в прайсе одного из НОУ, в котором настоятельно рекомендовано сдавать квалификационный экзамен такие цены?
Стоимость сдачи квалификационного экзамена охранника сопоставима со стоимостью продвижения сайта!
Например, сдача квалификационного экзамена: от 4000 до 6000 рублей, в
зависимости от разряда. Почему было 700 рублей (при работе с оружием) стало 6000
рублей? Добавился «удар резиновой палкой»? Дороговатая отработка приема!
Сдача периодической проверки: от 1800 до 3500 рублей. Было 250 и 700
рублей.
Диплом данного НОУ: от 4000 до 12000 рублей, а сам бланк диплома -
2250 рублей.
Ставлю ли я под сомнение данные цены, сравнимые с ценой
услуги продвижение сайта? Нет! Пока я хочу только
понять принципы ценообразования!
Существуют основные стратегии ценообразования:
- стратегия высоких цен;
- стратегия средних цен;
- стратегия низких цен.
В данном случае это стратегия необоснованных высоких цен. Ее
называют иногда «премиальным ценообразованием» или стратегией «снятия сливок», в
этом случае устанавливается цена более высокая, чем у конкурентов. Данная
стратегия может быть выбрана, если есть сегмент рынка, в котором покупатели
готовы платить за особые свойства данной продукции более высокую цену. Это может
быть принципиально новый или запатентованный товар, товар повышенного спроса,
неэластичного спроса. Стратегия НОУ выбрана абсолютно правильно с точки зрения
бизнеса: конкурентов нет вообще, товар настойчиво рекомендован контролирующими
структурами и назван ими «новым». То есть, в данном случае, менеджмент на высоте
– законы рынка знает. При захвате некоторого сегмента рынка фирма должна
обладать средствами для его защиты. Таковыми тут служат: патенты, владение
лучшим каналом сбыта, доступ к ограниченным ресурсам, репутация фирмы, репутация
товара. Ситуация до боли знакомая. Но кто создает эту ситуацию? Существует ли в
природе ответ на этот вопрос?
Попробуем спрогнозировать ситуацию дальше. Почему будет отток персонала?
Первая попытка распространения информации о данной ценовой политике при обучении
и сдаче экзаменов привела к плачевному результату – эмоциональный всплеск, отказ
«сдавать за такие деньги». Что нас ждет в этой ситуации? Процентов 30-40
сотрудников проверки проходить откажутся, попадут под репрессивную машину
контролирующих структур, потеряют работу. Попробуем восполнить потерю. Чтобы стать
охранником надо вложить от 6000 до 16000 рублей, которых ты пока не
заработал. С момента возникновения потребности до ее реализации пройдет от 2
недель до 3 месяцев (по количеству часов обучения). Следует возразить: надо
готовиться постепенно, поэтапно. На права мы же тоже учимся долго и параллельно
с другой работой. Но получение прав – это престижно. Есть ли у недавно
официально появившейся специальности «охранник» такой престиж? Пока, однозначно,
нет! Сегодня охрана – это сегмент, выручающий многих при невозможности
реализовать себя в основной профессии. Причина разная: кризис, сокращение,
закрытие предприятий и т.п. Теперь для этих людей путь в охрану станет слишком
долгим и дорогим. Куда они пойдут? Правильно! Станут контролерами,
администраторами, вахтерами, т.е. при помощи работодателя уйдут от реализации
Закона.
Нужен ли нам такой рынок труда? Этого ли добивались, принимая Закон?
Вероятно, нет!
Логически рассуждая, считаю, что можно прогнозировать и снижение уровня
контрактной базы и оборотов компаний. Когда Исполнитель не может обеспечить
выполнение договора ресурсами, он за него не берется. У нас не будет
необходимого количества людей для реализации охранных услуг. Такие потери, как
следствие, приведут и к значительному снижению отчисляемых налогов. Если
провести прямую аналогию между сокращением рынка труда в отрасли, сокращением
контрактной базы, то и налоговые отчисления могут сократиться процентов на 20 –
30. Это не только прямые потери, но и уход в «тень» бизнеса. Разве это
соответствует политике государства?
Теперь о качестве услуг. Уходя из-под действия Закона, бывшие ЧОП, которые станут простыми сервисными
компаниями, обеспечат ли то качество и тот профессионализм, ради которого все
затевалось? Вопрос риторический, не требует ответа, поскольку он заранее
запрограммирован!
Последнее. Не факт, что у всех нынешних охранников-«отказников» есть
перспектива быстрого трудоустройства администраторами или контролерами – не
будет столько рабочих мест. Это повлечет за собой увеличение безработицы,
усиление социальной напряженности. Например, могу сказать, что сегодня я
принимаю на работу достаточно большое количество людей, обратившихся к нам по
направлениям служб занятости. На десяток принятых по рекламе приходится 2 – 3
таких кандидата. Поверьте, это достаточно много. Теперь есть опасность того, что
«туда» они и вернутся. Но возвращаются они за пособиями, которые тоже
выплачиваются из бюджетных средств. Получается, что мы не только не снимаем
бремя с государства, а еще и усугубляем его.
Что нужно сегодня? Нужно четкое разграничение понятий, разработка реальных
квалификационных требований, усиление уровня подготовки специалистов для сложных
охранных функций и оптимизация требований при выполнении простых, разработка и
внедрение более широкого диапазона форм и методов подготовки, делегирование
части функций работодателю и т.п. Не стоит забывать, что охранник в торговом
центре, зачастую, в руках держит только радиостанцию, он не работает даже со
спецсредствами. Таких объектов большинство. Этим людям в большей степени нужны
коммуникативные навыки, обучение основам поддержания имиджа отрасли и компании.
Однако эти вопросы явно находятся не в системе контроля МВД, а внимания со
стороны работодателя. Сегодня всех «причесали» под одну гребенку, усложнив не
только жизнь отрасли, но и МВД.
Кроме того, необходима срочная работа по формированию рассчитанных
тарифов на охранные услуги, которые должны учесть и стоимость обучения, и
стоимость контрольных мер и прочие факторы. Это такая же «головная боль»
участников отрасли, законодателей и структур МВД.
Считаю, что если в
ближайшее время не будет продлена работа по повышению эффективности совместной
деятельности, то мы останемся на прежних позициях, изменив лишь стоимость услуг
посредников и фальсификаторов.
Тютчев писал:
Умом Россию не
понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию
можно только верить.
Очень хочется уже что-нибудь понять,
поскольку «верить во что-либо» уже не остается никаких человеческих сил.
КАРМАЗИН ТИМУР
ИЛЬИЧ
Заместитель Генерального директора по
персоналу
ООО Фирма
«Оскордъ-Ц»