Лев Митин. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, в чем отличия этой конференции от предыдущих в рамках диалога «Восток-Запад», в которых Вы также принимали участие?
Виктор Попов. Во-первых, это уже 8-ая Восточно-западная конференция по проблемам негосударственной безопасности. Представительный Международный Форум состоялся 21-22 ноября в Лиссабоне и, как заявили организаторы, конференция была поделена на четыре разных темы, и открытое обсуждение проходило после завершения каждой из них. Приглашены, как и на предыдущие конференции, многие представители из России и стран СНГ. Мы обменивались с коллегами мнениями о том, что формат мероприятия был выбран удачный, который всех устраивает. Обсуждая на каждой конференции схожие вопросы безопасности, тем не менее, следует отметить, что ряд сегодняшних выступлений крупных международных специалистов, вызвали интерес у российской стороны и заслуживает внимательного рассмотрения. Особенно ценны в выступлениях на конференции новые наработки и идеи, конечно не прямо высказанные, а рассказывающие об опыте. В докладах не раскрываются планы и «know-how», но, тем не менее, они для пытливого ума дают пищу для размышлений.
Л.М. Какие выступления докладчиков Вам запомнились, и какую тематику они охватывали?
В.П. По крайней мере, я могу сказать, что обратил внимание на три выступления. Во-первых, это представитель — региональный директор компании «Group4 Securicor» (G4S), это бывшая «Group4Falk», г-н Дон МакЛеод. Тема его выступления: «Управление безопасностью вне границ». Это компания — огромный холдинг на сегодняшний день, имеющий около 350 тысяч сотрудников и действующий уже в более чем ста странах. Компания является номер один в мировом охранном бизнесе, а принципы управления на расстоянии, скорее всего, практически одинаковы. Наш интерес проявился к нескольким идеям, которые он высказал, и их реализация возможна в объединении «Оскордъ» в течение нескольких месяцев в ходе развития региональной политики. Мы осмыслим, апробируем их и тогда расскажем Вашим читателям.
Также запомнилось выступление генерального секретаря Ассоциации частных компаний безопасности Испании Эдуарда Кобаса (Eduardo Cobas). С одной стороны приятно было услышать об их перспективах, а с другой стороны обидно, что российский рынок безопасности 15 лет стремится только выживать. Или, скажем по-другому, доказывать, что он имеет право на существование. Европе в этом отношении проще, но она движется по выверенным десятилетиями законам экономического развития. Приводные ремни развития общества лежат в области экономики. И никуда нам от этого не деться. Рынок частной безопасности в каждой стране европейского сообщества признается сектором экономики. И этот сектор экономики пытается сам найти механизмы и алгоритмы развития для оптимизации своей деятельности. Это самый главный, и не безынтересный вывод. По сути что происходит: на сегодняшний день европейское сообщество частных предприятий, работающих в сфере безопасности, на примере практической работы, даже допускаемых ошибок, узких мест и нестыковок пытается делать предложения по шагам, способным либо ликвидировать эти ошибки, либо оптимизировать. Получается реальный факт: развитием бизнеса занимаются люди, которые в этом бизнесе не мало что понимают. То есть, нет вмешательства извне, когда некий курирующий правительственный орган по своему разумению, принимает решение, например о том, что завтра мы должны красить цевье. А послезавтра на форму охранника мы должны будем повесить светящуюся гирлянду, чтобы каждый потенциальный нарушитель или преступник видел его за три километра. Вот этого у них нет. Даже если мы сейчас начнем говорить о печально известном инциденте с пистолетами ИЖ-71. Да это оружие, да это огнестрельное оружие, но это — орудие производства, специфическое, но орудие. Поэтому лицо, развивающее бизнес, должно само определяться, сколько орудий производства ему потребуется.
Л.М. Будет ли, по Вашему мнению, развиваться охрана объектов с оружием?
В.П. Уверяю заинтересованных читателей Вашего журнала, что если у нас продолжиться движение по европейскому пути, или проевропейскому пути развития, то постепенно мы откажемся и от служебного оружия и от травматического оружия. Мы, по сути, перейдем на технические средства защиты (в объеме порядка 70% рынка), в то время как сотрудники охраны будут выполнять дежурно-координирующую функцию. Нам показали в Португалии Испанскую компанию, которая работает во многих странах Европы, и набирают обороты. Это завтрашний, если не послезавтрашний день развития наших охранных структур. Это применение систем удаленного доступа, когда в охраняемом офисе появляется человек (может быть и уборщица), и его действия контролируются считывающими устройствами и средствами видеонаблюдения. Сейчас доля оружия, по удельному весу, уменьшается. Стабилизировались и экономика и ситуация в обществе, и нет необходимости иметь человека с ружьем, особенно на объектах массового скопления людей. Поэтому, повторю, что если двинемся по этому пути, то мы придем к тому, что негосударственному сектору безопасности дадут возможность быть саморегулируемой организацией.
Сейчас в Евросоюзе пытаются продажу услуг подвести под общие стандарты. В Италии, например, сотрудник охраны может работать без лицензии, но он не может работать в Испании. В этой стране он должен будет пройти минимальный курс обучения и получения лицензии. Различные международные институты, в которых работают серьезные профессионалы, работают над разрешением узких мест в законодательствах стран Евросоюза. В итоге будет возможность гражданину Евросоюза работать на территории любой страны, входящей в этот союз, чтобы не ущемлялись его гражданские права на работу. И в дальнейшем через профильные общественные организации эти институты доводят предложения до Европарламента. Их решения приводят к тому, что достигается развитие бизнеса, т.е. больше денег приходит в экономику государства. Эти принятые нормы не являются жесткими законами, и носят рекомендательно-разрешающий характер, а не запретительный.
Мы также обратили внимание на доклад руководителя Международного института безопасности (со штаб-квартирой в Великобритании) Джона Алана. В этой стране происходят подобные процессы, направленные на оптимизацию деятельности всего охранного сообщества. Они закончили разработку, так называемого (в свободном переводе) «паспорта профессионала» для руководящего состава менеджеров негосударственных структур безопасности. Этот документ, разделенный на три части, касается управленцев разного уровня. Первая часть документа отражает базовую подготовку менеджера: какое среднее и/или высшее образовательное учреждение он закончил, имеет гражданское или военное образование. Вторая графа — государственный стаж/опыт: служба в армии, полиции, поощрения, служебное продвижение по гражданской службе. Третья графа — сегодняшняя профильная работа: какие специальные курсы и семинары окончил, получил ли второе образование, имеет ли нарекания и взыскания и т.п.
Причем для сертификации менеджер добровольно обращается в ОБЩЕСТВЕННУЮ организацию. Эта рекомендация Работодателю не только об определенном уровне и росте подготовки профессионала, но и о вероятном уровне оплаты его труда. Получение «паспорта» также носит рекомендательный характер, это в каком роде, рекомендательное письмо. Не дай бог, чтобы у нас этот паспорт стал обязательным. Но это одновременно и предупреждение Заказчику об уровне обеспечиваемой безопасности определенной структурой. Хотелось бы, чтобы и нашей сфере чиновники больше доверяли профессионалам, и дали некоторую разумную степень свободы. Для того, чтобы нам определять как можно развиваться, и в конечном итоге приносить пользу обществу.
При проведении парламентских слушаний и профессионалы из НСБ и представители МВД России были единодушны при ограничении деятельности иностранных компаний в сфере безопасности после вступления в ВТО. Хотелось бы и дальше работать в едином ключе.
Есть также тенденция в европейских странах — проведение независимого категорирования объектов общественной организацией. И впоследствии пояснения Заказчику (типа рекомендаций) о том, какие структуры ему необходимы для обеспечения соответствующего уровня безопасности этого объекта.
Л.М. Что полезного могли услышать для себя государственные представители России на этой конференции?
В.П. Трудно за них говорить, но каждый слышит то, что хочет слышать. Они, вероятно, могли обратить внимание на высказанные в выступлениях наших европейских коллег мотивы наведения большего порядка в охранной деятельности. Но законы рынка рано или поздно поставят всё по местам. Контроль над оружием, естественно, останется за государством.
Л.М. Чем Вам запомнилась культурная программа, предоставленная организаторами Конференции в Португалии?
В.П. Практически никто из членов российской делегации ранее не был в этой стране, и культурная программа понравилась. Весь Лиссабон вручную выложен плиточками. Среди жителей отмечается ровный социальный срез, не бедняки, но и не богачи. Большой интерес вызвало посещение национальных поселений и творчество местных умельцев, например, в области уникальных изделий из фарфора. Хотя Португалия и не относится к самым развитым странам Европы, даже жители поселений стремятся жить аккуратно, чисто, бережно относятся к плодам своего труда, друг к другу и к экологии. В сельскохозяйственных районах построены добротные семейные коттеджи, красивые деревья и цветы. Они совместно проводят воскресные дни.
Декоративные фарфоровые изделия расписываются вручную античными мотивами. Жители уверены, что эти изделия защищают их от недобрых сил. Нам удалось побывать на мессе, и люди занимали площадь, которая примерно в два раза больше Красной площади. Португальцы — верующие люди, и в памятных местах очень много паломников. Они поклоняются Богоматери, везде ее изображения и храмы в ее честь. Также мы посетили ряд туристических мест. Основное население страны размещается в Лиссабоне и Порту, а остальная территория заселена мало.
Л.М. Наша встреча и интервью состоялись после совещания с руководителями региональных структур Объединения «Оскордъ», в котором Вы приняли участие. Большинству наших читателей будет интересно узнать подробности и об этой стороне Вашей деятельности.
В.П. С удовольствием отвечу на Ваш вопрос. На сегодняшний день, скажу об этом с радостью и гордостью, мы создали 20 региональных предприятий во всех федеральных округах России. Объединение планирует и дальше развиваться в этом перспективном направлении, и увеличивать число предприятий. Мы систематически приглашаем их руководителей и главных бухгалтеров, не только спрашиваем об отчетах, но и принимаем меры для их поддержки и развития. Как раз сегодня мы проводим с ними многодневный раунд подведения предварительных итогов работы. На Совете менеджеров происходит, как бы защита их производственных дипломов. Мы рассматриваем и оцениваем критерии и показатели работы, в том числе сравнительные. Следует отметить, что регионы развиваются динамичней, чем Центр, и объемы приближаются к объемам центральной компании. Департамент регионального развития, периодически выезжает на места, рассматривает и анализирует планы представительств, в т.ч. по маркетингу и рекламе, на следующий год. Идет живой контакт с директорами и управленческим аппаратом, а не обмены депешами, который сплачивает коллектив. Общее годовое совещание всех структур Объединения «Оскордъ» состоится в начале марта. На нем будут рассмотрены итоги деятельности за 2006 год всех подразделений, в т.ч. и региональных.
Л.М. Большое спасибо Вам, Виктор Николаевич, за интересное, подробное и разностороннее интервью. Надеюсь на последующие встречи и комментарии для нашего медиапортала «Хранитель» по важным проблемам сообщества негосударственной сферы безопасности.
В.П. У других членов российской делегации могут быть разные мнения о Конференции и о стране, буду рад познакомиться с ними на страницах Вашего журнала. Поздравляю верных читателей журнала и коллектив редакции с наступающим Новым годом и Рождеством!
http://www.psj.ru/opinions/200612111649.htm