Поправки в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП), принципиально меняющие жизнь автолюбителей, были приняты почти год назад. Однако в силу они вступают постепенно. В августе прошлого года произошли самые незначительные изменения, принципиальное увеличение штрафов за целый ряд нарушений произошло с 1 января текущего года. И вот, наконец, с 1 июля 2008 г поправки начинают действовать в полном объеме. С чем водители столкнутся буквально через 10 дней, рассказал заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.
Отметим, что вступающие в силу нововведения не столь широко распиарены СМИ, как "драконовские" штрафы, начавшие действовать с начала этого года. Однако они не менее принципиальны. Хотя бы в том смысле, что фиксируют те нарушения, за которые грозят упомянутые колоссальные выплаты. Первое, и главное "ноу-хау" - введение фото- и видеофиксации правонарушений на дорогах. То есть, камеры были и раньше, они работали в тестовом режиме, и их показания не могли служить основанием для вынесения решения о штрафе. Теперь дополнения в КоАП делают фото-и видеосъемку полностью законным доказательством. В.Кузин рассказал, как действуют эти камеры. С 1 июля в Москве, Московской области и Краснодарском крае будут действовать стационарные камеры, которые гаишники уже расставили на аварийноопасных участках дорог. Где конкретно находятся эти участки, гаишник рассказывать принципиально не стал: по его мнению, такой необходимости нет. Другое дело - федеральные трассы, где действительно нужно предупреждать водителей о том, что такой-то участок дороги оборудован видеофиксацией. Власти Московской области уже раскрыли, что камеры установлены на Дмитровском, Ленинградском и Горьковском шоссе, однако уточнять, где именно, В.Кузин тоже не стал. В других регионах будут задействованы передвижные камеры.
Прибор, вмонтированный в видеокамеру, двухфункциональный: он распознает скорость и считывает регистрационный тномер автомобиля. Эта информация записывается в память, потом по оптоволоконной связи или с помощью обычной флеш-карты данные передаются на рабочее место, где отслеживается дорожная ситуация. Специальная программа их обрабатывает, затем запрашивает в базе зарегистрированных транспортных средств данные об автомобиле-нарушителе. Потом данные выводятся на принтер, в который заложен бланк-пустографка. В графы вводится номер машины, персональные данные собственника, фотография момента нарушения (в том числе, та, где четко виден номер авто), а также формируется квитанция об уплате штрафа. На выходе получается готовый бланк, который с почтовым уведомлением отправляется адресату. После того, как документ получен, в базе данных делается отметка. С этого момента должник должен либо уплатить штраф в течение 30 суток, либо опротестовать решение. По умолчанию отвечает за все, что происходит с машиной, собственник, как это происходит на Западе. Однако, если тот сумеет предоставить доказательства, что за рулем был не он, платить будет нарушитель. Если окажется, что машина зарегистрирована на юридическое лицо, то все просто: организация получает квитанцию об оплате, и по своим спискам ищет, кто пользовался транспортом в данный день и час. Нарушитель и оплачивает штраф. Если данные о его погашении в ГИБДД не поступают, организация платит штраф за непредоставление сведений о нарушителей.
В теории это звучит неплохо. Но возникает много спорных вопросов. Во-первых, непонятно, какие именно нарушения фиксирует камера. Пока система способна считывать лишь превышение скорости, рассказал В.Кузин. Однако в Краснодарском крае она уже может отслеживать проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на встречную полосу движения. Так что ее усовершенствование еще впереди. Во-вторых, на многих участках дорог скорость по факту выше разрешенной. Так, по Киевскому шоссе после пересечения с улицей Миклухо-Маклая выбравшиеся из пробки на Ленинском проспекте автомобили разгоняются минимум до 80 км/ч, и сбавляют до 60 км/ч лишь около поста ГАИ. То же ограничение - 60 км/ч - установлено на Третьем транспортном кольце, но на этой бессветофорной магистрали скорость превышают все, если, конечно, нет пробок. С одной стороны, наказывать нарушителей нужно. С другой - разумнее, если автомобили движутся со скоростью потока, не создавая дополнительных заторов. По словам В.Кузина, камера в таком случае зафиксирует превышение лишь в том случае, если автомобиль едет значительно быстрее остальных. Если же весь поток идет со скоростью 80 км/ч, она не среагирует. Еще один вопрос - как система будет начислять штраф. Ведь за один и тот же состав правонарушения предусмотрен его минимальный и максимальный размер. "Только по минимуму", - разъясняет В.Кузин. Когда штраф выписывает инспектор, он принимает во внимание как отягчающие, так и смягчающие обстоятельства. Машина же сделать этого не в состоянии, поэтому, чтобы не возникало претензий, решено было запрограммировать ее на нижней границе "штрафных рамок". Такие наказания, как административный арест или лишение прав она тоже не выносит, ибо они считаются максимальными. Если же зафиксированный случай однозначно "тянет" на лишение, скажем, неоднократная езда без прав и в нетрезвом виде, решение все равно выносит суд. Показания камеры лишь могут фигурировать в качестве доказательства.
Не стоит забывать и о том, что большую часть года погода в России такова, что машины ездят буквально "по колено в грязи". Даже чисто вымытые номера не читаются уже через 10 минут езды. По уверениям В.Кузина, производители фото-и видеокамер утверждают, что в 90% случаев их аппаратура не подводит. Если же казус все-таки произошел, то бланк автоматически отправляется в нераспознанные. Что с ним будет далее - гаишник не пояснил. Но, похоже, при загруженности, которую будут испытывать сотрудники ГИБДД, они попросту пойдут в мусорную корзину. Еще одна ситуация, которая вполне может возникнуть на дороге: висит камера, фиксирующая нарушения, а через несколько метров стоит гаишник, который штрафует нарушителей лично. Получается, что за одно и то же придется заплатить дважды? Нет, заверяет гаишник. Камеры, как правило, устанавливаются в самых опасных местах, где присутствие ДПС неоправданно. Дублировать камеры инспектором с полосатой палкой никто не будет.
Уже понятно, что система должна быть интегрирована с базами данных, в частности, зарегистрированных автомобилей, нарушителей и т.п. Без тесной совместной работы с Минсвязи, Сбербанком и ФГУП "Почта России" не обойтись. Достигнуто соглашение о создании в 2009 году системы, позволяющей взаимодействовать всем этим ведомствам. Таким образом, спустя пару лет мы будем воспринимать квитанции об оплате штрафа в сопровождении фотосвидетельства, как норму жизни. И оплачивать их - а что делать?
Впрочем, не факт, что новшество войдет в нашу жизнь так гладко. В Европе, где подобные меры применяются уже давно, набирает силу движение противников видеофиксации. Их цель - любыми способами вывести камеры из строя или не дать им считать номер своего авто. Взрывчатка, спрей-краска - в дело идет все. Так, группа "Автомобилисты против контроля" /MAD/ в Великобритании нанесла ущерб сотням камер, меряющих скорость на дорогах. Группа MAD считает, что камеры должны стоять только в населенных пунктах и там, где много детей и пешеходов. На автобанах их не должно быть. Посмотрим, появятся ли у нас "народные мстители" отечественного разлива...
Любителей порулить в нетрезвом состоянии тоже ожидают новшества. В частности, с 1 июля их можно будет освидетельствовать на месте задержания лишь с помощью специальных алкотестеров, содержащих внутри минипринтеры. Такие приборы позволяют распечатать результат, который потом используют сотрудники ГАИ. Алкогольным опьянением считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более граммов на один литр крови или 0,15 граммов на один литр выдыхаемого воздуха", - сказал В.Кузин, отметив, что аналогичная норма действует и в Европе. "Но это вовсе не значит, что можно пить", - предупредил он, отказавшись отвечать на вопрос "а сколько можно". В случае отказа проходить тестирование у гаишника, подозреваемый (а для этого нужны весомые основания - запах алкоголя, неадекватное поведение и т.п.) будет отправлен в медучреждение. Если он откажется и от этого - вступает в силу закон, по которому нарушителю грозит административный арест или лишение прав. До 1 июля гаишники могут предлагать подозреваемым подышать в "трубку трезвости", но никак не в алкотестер нынешней модели.
Кроме того, через 10 дней в жизнь автомобилистов войдут другие, не столь принципиальные изменения. В частности, новые основания для задержания транспортного средства - перевозка крупногабаритных грузов, превышающих допустимые размеры или перевозка опасных грузов с нарушением правил. К основаниям для запрета эксплуатации добавляется несоответствие по уровню шума и загрязнения воздуха и отсутствие страховки ОСАГО. На урегулирование этих проблем водителю отводятся сутки, в течение которых он вправе продолжать пользоваться автомобилем.
Список адресов новых камер (радаров) ГИБДД с координатами GPRS
A-104 / P-113 55.99374,37.53389
A-105 - перекресток на
Ильинское 55.736848,37.233672
A-105 Барвиха-Раздоры 55.74392,37.283955
A-105 Раздоры 55.744738,37.293822
A-105 Раздоры 55.745935,37.30423
Cтационарный радар на ул. Молдагуловой 55.720667,37.827567
Cтационарный
радар на улице Cтарый Гай 55.74265,37.831383
M7 (Балашиха
55.793883,37.934183
M7. Объездное ш. у Балашихи 55.789683,37.893933
А
103 пост ГАИ 55.826577,37.89867
А-101 9 км. до МКАД 55.54461,37.4117
А-105 - западнее Горки-2 55.72317,37.16791
А-105 Горки-2
55.72415,37.177957
Библиотечный пр-д - МКАД 55.888087,37.486635
Библиотечный пр-д - МКАД внутр. 55.885023,37.474295
В Гольяново
55.829368,37.825248
Верхние поля перед МКАД 55.656692,37.824002
Верхние
поля перед МКАД 55.6576,37.828585
Внешняя сторона МКАДа между Ярославкой и
Осташковким 55.894483,37.6964
Внутренняя сторона МКАДа после Щелковского ш
55.8127,37.8389
Волгоградский перед МКАД 55.690383,37.821133
Волгоградский перед МКАД 55.69664,37.80639
Волоколамское ш. пост ГАИ
55.831855,37.400808
Въезд г.Жел.дор. Моск. Обл. 55.751062,37.954578
Выезд Жел.дор. Моск.обл. 55.750268,37.964368
Выезд из Москвы по
Алтуфьевскому ш. 55.907198,37.587417
Выезд из Москвы по Пятницкому ш.
55.862005,37.347265
Выезд из Москвы по Ярославке 55.878585,37.720887
Г.Жел.дор. Моск.обл. перекресток Новая Автозаводская 55.747502,38.008475
Г.Жел.дор. Моск.обл. перекресток Носовихинское Автозаводская
55.750858,38.008188
Горьковское шоссе - МКАД 55.775583,37.83685
Дневной
мини пост ГАИ 55.744697,37.602833
Дневной мини пост ГАИ 55.749497,37.632422
ДПC Пост №114 55.893673,37.673589
ДПC Рублевское ш. 55.76402,37.38256
Звенигородский (Краснопресненский пр-т пересечение с МКАД
55.788483,37.379483
Зеленоград "штыки" 56.01183,37.204513
Камера перед
постом ГАИ - Ярославское ш. 55.87631,37.71823
Камера: Щёлковское в область
55.812233,37.822933
Киевское ш. Въезд в Москву. 55.638,37.4577
Коровинское ш. - МКАД внеш. 55.893117,37.498467
КП ДПC - МКАД-Ленинский
55.6346,37.46457
Краснопресненский пр-т. Cеверо-западный тоннель. Восток
55.7723,37.417583
Краснопресненский пр-т. Cеверо-западный тоннель. Запад
55.78735,37.385683
Ленинградское ш. мост через канал 55.871367,37.458667
Люберцы - поворот на Егорьевское ш. P-105 55.658533,37.91715
Люблинская
ул. выезд на МКАД 55.619083,37.7712
М1 Внуково 55.650557,37.26278
М1
Минское шоссе Баковка 6 км от МКАД 55.680333,37.3232
М-10 Cходня
55.97399,37.31304
М-5 Жилино 55.63312,37.94358
М5 перед МКАД
55.687742,37.828907
МКАД - Варшавское 55.57458,37.62064
МКАД -
Варшавское 55.57529,37.60832
МКАД - Варшавское 55.5758,37.59935
МКАД -
Мякинино-Cтрогино 55.81211,37.38947
МКАД - Теплый Cтан 55.62943,37.47054
МКАД внешняя сторона 13 км 55.670478,37.836533
МКАД внешняя сторона 14
км 55.663278,37.839102
МКАД внутренняя сторона 12 км 55.677232,37.834142
МКАД Внутри 22 км 55.606675,37.760477
МКАД Профсоюзная 55.6124,37.494217
Можайское ш. Перед постом у МКАД. 55.715083,37.395767
Можайское ш.
Пересечение с МКАД 55.714533,37.392083
Москва Мякининский пр.
55.808423,37.391278
Москва. Волоколамское ш. Рядом с МКАД.
55.830717,37.405483
Москва. Выезд на МКАД из Теплого Cтана
55.629433,37.472633
Москва. Ленинский пр-т. Пересечение с МКАД
55.641667,37.465433
Москва. Молодогвардейская ул. Выезд на МКАД.
55.732388,37.37983
Москва. Молодогвардейская ул. перед МКАД
55.73318,37.386133
Москва. Шоссе Энтузиастов. У МКАД 55.774167,37.831133
На выезде из города - Осташковская ул. 55.890767,37.674383
На МКАД перед
Ленинским 55.64014,37.45809
На пересечении ул. Кубинка и Можайского ш.
55.717017,37.40845
Неманский проезд - радар 55.810732,37.391873
Островцы
М5 32 км 55.589343,38.008275
Пикет ГАИ 55.900667,37.519833
Пост ГАИ
55.593817,37.532183
Пост ГАИ 55.665878,37.441192
Пост ГАИ внутреняя
сторона МКАДа перед Минкой 55.703633,37.396583
Пост ГАИ на внутренней
стороне МКАД Щелковское-Энтузиастов 55.8048,37.839567
Пост ул.Cвободы
55.875217,37.432817
Радар внешняя сторона МКАД после Волоколамки
55.819383,37.391783
Радар внешняя сторона МКАДа 55.890183,37.710467
Радар внешняя сторона МКАДа после Минки 55.708083,37.390517
Радар
внутрення сторона МКАДа перед Cтрогино 55.805533,37.387083
Радар внутрення
сторона МКАДа перед Минкой 55.697417,37.405017
Радар внутреняя сторона МКАДа
55.894933,37.685917
Радар на внешней стороне МКАДа после ш.Энтузиастов
55.79755,37.84035
Радар на мосту через МКАД 55.7698,37.36962
Радар перед
КП на Рублевском ш. 55.75956,37.3916
Радар ул.Cвободы 55.873783,37.43745
Реутовская ул. радар 55.742983,37.833233
Рублевское ш. - въезд в Москву
из Рублево 55.76675,37.37618
Рязанский проспект - МКАД 55.709083,37.828817
Трасса M6 Москва-Волгоград (Видное 55.54916,37.77359
ул.Горбунова - МКАД
55.72351,37.38236
ул. Дыбенко 55.88,37.482667