28.06.07. В Государственной Думе под руководством депутата ГД ФС РФ, члена Комитета по безопасности Г.В. Гудкова при участии представителей МВД и МЭРТ России состоялось очередное заседание рабочей группы Комитета по безопасности, в ходе которого обсуждены проблемы совершенствования профильного законодательства и внесения изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Участники заседания констатировали, что анализ практики его
применения свидетельствует о том, что отсутствие в Законе нечетких формулировок
и положений затрудняет его понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге
создает серьезные затруднения в его применении на практике. Поэтому участники
заседания обсудили законопроект о дополнении Закона статьей 11 «Основные
понятия».
В частности, были предложены следующие формулировки
основных понятий:
охранная деятельность — лицензируемый вид деятельности по оказанию на территории Российской Федерации предусмотренных настоящим Федеральным законом охранных услуг частными охранными предприятиями физическим и юридическим лицам на договорной (возмездной) основе; охранное предприятие — организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и учрежденная специально для оказания охранных услуг;
частный охранник — гражданин Российской Федерации, прошедший специальную подготовку для работы в качестве охранника, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение охранника и работающий в охранной организации по трудовому договору;
охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств в соответствии с заключенным договором;
пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
внутриобъектовый режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка».
Основные дискуссии были связаны с обсуждением
понятий «охраняемые объекты», «пропускной
режим» и «внутриобъектовый режим». Так, в соответствии
со ст. 130 ГК в перечень охраняемых объектов были включены «недвижимые и
движимые вещи, недвижимое имущество, недвижимость» «ценные бумаги». Обсуждена
также необходимость включения в данное понятие и положений, связанных с охраной
жизни и здоровья граждан как высшей конституционной ценности, даже если они
находятся за пределами РФ.
В части определения охранной
деятельности прозвучала мысль о его дополнении положением о
добровольном содействии правоохранительным органам. Существенным дополнением к
понятиям «пропускной и внутриобъектовый режимы» стало упоминание о том, что
такой порядок устанавливается клиентом (заказчиком охранных услуг) в
соответствии с не только федеральными, но и местными нормативными правовыми
актами, при условии обязательного доведения таких требований до граждан,
посещающих охраняемый объект, а также с учетом требований внутреннего
распорядка, пожарной безопасности и правил перемещения и поведения на объекте.
Вторым обсуждался проект федерального закона «О
внесении изменений в статьи 3 и 111 Закона Российской Федерации «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Данный законопроект
предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации «О
частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в
части, касающейся прав охранника при выполнении трудовых функций.
Особо было подчеркнуто, что концепция проекта
закона поддерживается Правительством Российской Федерации, Комитетом Совета
Федерации по обороне и безопасности, МВД России, Минюстом России, ФСБ России,
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации.
В новой редакции данного законопроекта были учтены
замечания и предложения Главного государственно-правового управления Президента
РФ, Правительства Российской Федерации, Правового управления Государственной
Думы, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
По
сути, данный законопроект:
-
вносит в статью 111 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» изменения по вопросу прав частного охранника при выполнении трудовых функций в части обеспечения порядка посещения и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемый объект и с охраняемого объекта;
-
ограничивает права частного охранника охраняемым объектом и раскрывает термин «охраняемый объект» в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране». Дополнительные ограничения деятельности частных охранников уже предусмотрены частью 5 статьи 12 действующего Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
-
вводит обязанности частного охранника и гарантирует соблюдение прав и свобод граждан;
-
не наделяет частных охранников правами должностных лиц правоохранительных органов. Особо было подчеркнуто, что частному охраннику запрещено препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.